Сюжетные нестыковки в культовых фильмах
Почему Марти не знал о машине времени Дока Брауна? А как Джон Макклейн понял, что Ганс — террорист? Режиссёр Стражей Галактики Джеймс Ганн задал в своём твиттере вопрос, который вот уже 35 лет мучает поклонников трилогии Назад в будущее: почему родители Марти Макфлая не заметили, что их сын как две капли воды похож на Келвина Кляйна, того странного паренька, который их и познакомил.
За трилогию вступился Крис Пратт (он же Звёздный лорд в Стражах Галактики), который возразил, что родители Марти вовсе не обязаны помнить внешность парня, которого видели всего несколько раз, да ещё и давным-давно.
Версию Пратта подтвердил и сценарист трилогии Боб Гейл. Он подчеркнул, что Джордж и Лоррейн конечно же помнят Келвина, однако они знали его всего шесть дней, когда им было по 17 лет, и его внешность уже давно стёрлась у них из памяти.
По этому поводу мы решили вспомнить другие случаи, когда создатели культовых фильмов и сериалов лишь спустя годы объясняли сюжетные дыры и нестыковки.
Невнимательный Марти Макфлай и загадка Дока Брауна
Амнезия родителей Марти — не единственная претензия, которую фанаты предъявляли создателям Назад в будущее. Согласно канону, Марти знал Дока Брауна уже довольно давно и лет с четырнадцати отирался в его лаборатории. Однако когда в начале первой части Док просит своего добровольного помощника встретить его ночью возле торгового центра Две сосны, Марти явно видит машину времени впервые. Но если Макфлай регулярно бывал у Дока в гостях, как тогда получилось, что он ни разу не заметил самое главное изобретение в карьере Брауна?
На этот вопрос снова ответил Боб Гейл. В 2015 году в издательстве IDW стартовала ежемесячная серия комиксов Назад в будущее, и Гейл выступил одним из соавторов. Комиксы рассказывали о событиях, предшествовавших трилогии или произошедших между фильмами.
В опубликованной сюжетной арке Continuum Conundrum девушка Марти Дженнифер задала своему парню тот же самый вопрос, и он мигом смекнул, что всё это время у Дока была вторая секретная лаборатория, существование которой тот держал в тайне даже от своего верного помощника.
Дело с часами
В 1988 году на экраны вышел первый Крепкий орешек с Брюсом Уиллисом в главной роли. Сегодня фильм признан классикой жанра, однако долгие годы фанатам не давал покоя один момент. Когда Джон Макклейн впервые встречает главу террористов Ганса Грубера, тот выдает себя за сбежавшего заложника. Джон якобы верит ему и даже даёт пистолет, но когда Ганс пытается пристрелить назойливого копа, выясняется, что в магазине нет патронов — Джон сразу понял, что перед ним террорист. Но как?
Этот момент разъяснил сценарист первой части Стивен Е. де Суза. Оказалось, что все эти годы ответ крылся внутри фильма, но был показан настолько мельком, что его легко пропустить.
Всё дело в часах. Когда Макклейн почти случайно сворачивает шею первому террористу, он обыскивает его тело, забирает рацию, пистолет, зажигалку и сигареты, а после этого замечает на руке у убитого часы. Точно такие же часы Джон видит и у остальных убитых им террористов.
Затем Макклейн встречает Ганса Грубера. Грубер притворяется одним из заложников и представляется Билли Клэем. Макклейн предлагает ему прикурить, Ганс берёт сигарету левой рукой… и светит часами, Джон их замечает и всё понимает.
Есть только одна маленькая загвоздка: когда Грубер берёт сигарету, камера акцентирует внимание на его руке, и мы не видим, куда смотрит Джон. Куда отчётливее часы видны за пару минут до этого, когда Ганс спрыгивает прямо под ноги Джону, и у Макклейна есть возможность оглядеть своего нового знакомого с головы до ног. А в следующем кадре мы видим, как Джон бросает взгляд на перечень компаний, представленных в здании и замечает там имя У. Клэй.
Де Суза объясняет, что изначально момент с часами был показан гораздо яснее. В первоначальной версии они выбираются из грузовика, камера приближается, все террористы собираются в кружок и Рикман говорит: Синхронизируйте часы. Они выставляют вперёд руку с часами, камера обегает их по кругу и зритель видит, что у всех террористов одинаковые модели часов Tag Heuer. Если помните, Брюс обыскивает первого парня, которого он убил, того, что свалился с лестницы и свернул себе шею. Он обыскивает его, заглядывает в бумажник и проверяет документы, - Стивен Е. де Суза, сценарист.
В расширенной версии сцены — перед тем как Макклейн надевает на мёртвого террориста шапку Санта-Клауса и пишет у него на груди Теперь у меня есть автомат. Хо-Хо-Хо — герой начинает замечать часы террористов.
Джон крадёт у террориста сигареты, что вызывает смех. Затем он глядит на часы, и это снова вызывает у зрителей смех, потому что они думают, что он хочет украсть часы. И Макклейн начинает замечать одинаковые часы у каждого парня, которого он убивает.
А когда он разговаривает с Дуэйном Робинсоном (заместитель начальника полиции), он говорит: Мне кажется, эти парни профессионалы. Их документы слишком хороши. У них нет ярлычков на одежде, и у всех одинаковые часы, - Стивен Е. де Суза, сценарист.
Так почему же эту сцену вырезали? В последний момент у де Соузы появилась идея, что команда Грубера планировала сбежать на машине скорой помощи, и он добавил в сценарий сцену, в которой Аргайл, водитель лимузина, врезается в скорую.
Де Суза позаимствовал эту идею из собственного сценария к пилоту сериала Спирит, в котором убийца намеревался взорвать детский госпиталь и сбежать на машине скорой. Но в сцене, в которой террористы приезжают к зданию, не было никакой скорой, поэтому Мактирнан велел монтажёру взяться за ножницы. Джон говорит монтажёру: Доставай ножницы и режь ту сцену, где они выбираются из грузовика, чтобы мы не успели увидеть, что там нет никакой скорой. Однако без Синхронизируйте часы все сцены, где Брюс замечал часы террористов, теряли смысл, - Стивен Е. де Суза, сценарист.
Пиццу будете?
В самом начале фильма Один дома ветка падает на линию электропередач напротив дома Маккалистеров и обрывает провода. В доме пропадает электричество. Телефоны, по всей видимости, тоже не работают, потому что отец Кевина пытается дозвониться из Парижа куда угодно, но только не домой.
Однако несколько сцен спустя мы видим, что Кевин спокойно заказывает себе пиццу. Но как он смог это сделать, если телефоны не работают? А если их починили, почему тогда родители Кевина так и не смогли с ним связаться?
Чисто технически, создатели фильма так и не объяснили эту нестыковку. Однако в 2015 году один из пользователей Reddit предположил, что дерево могло повредить лишь основной телефонный кабель, отвечающий за междугородные и международные звонки, в то время как все местные вызовы оставались доступными.
Самое интересное в том, что представители телефонной компании ATT подтвердили: в начале девяностых такой сценарий был абсолютно реален.
Как пройти в Матрицу
В первой Матрице ясно проговаривается, что посещение Матрицы — это командная работа. Операторы подключают тебя к Матрице, а затем выводят обратно в реальный мир. Неправильное отключение способно убить человека — именно так предатель Сайфер расправляется с Эпоком и Свитч. Однако Сайфер не смог бы продать команду в реальном мире. Получается, что он тайком в одиночку сбегал в Матрицу и общался там с агентом Смитом.
Объяснения этой несостыковке дают сами Вачовски. Примерно на часовой отметке есть сцена, в которой Нео прерывает Сайфера, когда тот работает над каким-то скриптом. Оказывается, именно этот скрипт и запускал автоматическую систему, которая позволяла ему незаметно отлучаться в Матрицу и встречаться с агентом Смитом.
Откуда взялась Перчатка Бесконечности
В сцене после титров вторых Мстителей мы видим, как не очень довольный Танос надевает Перчатку Бесконечности и говорит: Ладно, сам их найду, подразумевая, что он лично займётся поисками Камней Бесконечности.
Однако когда тремя годами позже в прокат выходят Мстители: Война Бесконечности, выясняется, что Перчатку выковал Эйтри, король гномов из Нидавеллира. Тор, Грут и Ракета своими глазами видят последствия визита Безумного титана: все гномы убиты, а сам Эйтри лишился рук.
Это явно случилось недавно, поскольку Нидавеллир находится под защитой Асгарда, а когда Эйтри спрашивает у Тора, почему же асгардцы не пришли на помощь, громовержец отвечает, что Асгард и сам был разрушен. Так кто и когда создал Перчатку?
Эту нестыковку попытался объяснить один из режиссёров Войны Бесконечности Джо Руссо: Полагаю, Перчатку создал Эйтри, и на момент Эры Альтрона она уже находилась в распоряжении Таноса. Давненько никто из асгардцев не заглядывал в гости к Эйтри и его народу.
Так что же получается, Тор перевернул всю вселенную в поисках Камней Бесконечности, а в один из Девяти Миров даже не додумался заскочить? Да и асгардцы тоже хороши — даже не заглянули проведать, что там у соседей-гномов творится.
А как же Хеймдалль, который должен знать всё, что творится во вселенной? Получается, что он увидел, как Безумный Титан разоряет находящийся под защитой Асгарда мир и… промолчал? Может, не зря его Локи в изгнание отправил, захватив власть?
С другой стороны, к моменту Эры Альтрона Асгард уже должен находиться под властью Локи, а Хеймдалля мог заменить Скурдж. В общем, тут можно воспользоваться стандартной поговоркой северных богов: Во всём виноват Локи. Проблема решена?
Не совсем. В первом Торе есть сцена, в которой трое ледяных великанов пытаются украсть артефакт из сокровищницы Одина, и пока Разрушитель поочерёдно превращает незадачливых воришек в прах, на заднем плане мелькает Перчатка Бесконечности, со всеми камнями.
Мелькает настолько быстро, что разглядеть её можно разве что поставив фильм на паузу. Возможность получше приглядеться к этому конкретному экспонату появляется почти десять лет спустя, когда в сокровищницу спускаются Хела и Скурдж. Впрочем, Хела не впечатлена Перчаткой и называет её подделкой.
Разумеется, это подделка, ведь настоящая Перчатка в это время уже была у Таноса. Но если Перчатку сделал Эйтри, и асгардцы с тех пор не появлялись на Нидавеллире, то где Один раздобыл реплику? Перчатка явно лежит в сокровищнице минимум с 2008 года, а то и раньше. И откуда о Перчатке может знать Хела, которая только-только выбралась из многотысячелетнего заточения?
Цена души
В Войне бесконечности Небула видит, что Танос отправляется на Вормир с Гаморой, а возвращается с Камнем Души, но один. Однако когда в Финале Небула отправляет Соколиного Глаза и Наташу на Вормир, она ни слова им не говорит о том, что посылает кого-то из них на смерть. Неужели она настолько бессердечная?
В аудиокомментариях к DVD-изданию Финала сценарист обоих фильмов Стивен МакФили объяснил, что мы имеем дело с классической ситуацией, когда зритель знает о происходящем куда больше героев и предполагает, что персонажи в курсе всего, что знает он. Стоит отметить, что Небула не знает ничего о том, что произошло на Вормире. Она ничего не знает о цене, которую нужно уплатить за обладание Камнем. Этого не знает никто кроме тех, кто побывал на Вормире. Небула просто знает, что её сестра не вернулась обратно, - Стивен МакФили, сценарист.
В принципе, всё логично. Танос больше не доверяет Небуле, поэтому у него нет никаких оснований рассказывать ей о том, что произошло на Вормире. А сама Небула с тем же успехом могла подумать, что Безумный титан попросту избавился от Гаморы, как только перестал в ней нуждаться.